Milliyet (Турция): рок в Советском Союзе

Начало 1980-х. Годы, когда Санкт-Петербург еще был Ленинградом (свое историческое наименование город получил в 1991 году). Хотя на единственном в то время государственном телеканале постоянно рассказывается о славных победах, достижениях, историях «мы чудо», «мы храбрые», «мы сильные», каждый в глубине души понимает, что близится конец Советов и в мире наступает новый период.

В этой обстановке в Ленинграде на почве интереса к рок-музыке формируется особый круг людей. Вольнолюбивые идеи, возгласы свободы, общественная критика, гитарные соло, любовь, вечные вопросы о жизни переплетаются друг с другом. С одной стороны, следят за панк-направлением, которое все еще на пике популярности на Западе, с другой — такими иконами альтернативной культуры тех лет, как Боб Дилан (Bob Dylan), Лу Рид (Lou Reed), Дэвид Боуи (David Bowie). Впитывается самый широкий спектр музыки и идей вплоть до «Лед Зеплин» (Led Zeppelin) и «Блонди» (Blondie). Молодые люди, которых старое поколение укоряет в преклонении перед Западом, через рок-музыку выражают свой протест против порядка, ставшего уже пародией на самого себя. Конечно, при ограниченных возможностях и достаточно подавляющей атмосфере.

Художественный вымысел преобладает

КонтекстФильм «Лето» — страстный реквием рокуLe Figaro11.05.2018Русский рок ищет новую идентичностьNorrköpings Tidningar03.07.2018Американец, который поёт русский рокРусская служба «Голоса Америки»22.04.2017

Сюжет фильма строится вокруг истории известного музыканта рассматриваемого периода Виктора Цоя. Но, на мой взгляд, главный герой — еще одна важная звезда того времени Майк Науменко, которого можно назвать наставником Цоя. Хотя эта кинокартина содержит реальные биографические подробности, преобладает художественный вымысел. Это не документальный фильм. Это кино, в центре внимания которого — определенная эпоха и общество глазами режиссера Кирилла Серебрянникова. Серебрянников — режиссер театра и кино, который с 2012 года является художественным руководителем «Гоголь-центра» в Москве. И визуальная эстетика фильма отражает этот его исходный багаж.

Оставит после себя след

Одна из самых любопытных вещей, которые мы узнаем по фильму «Лето», — поддержка рок-движения государством. То есть интерес государства к проекту «раз они уже находятся под влиянием Запада, лучше мы вмешаемся и возьмем их под свой контроль». Но, конечно, контролировать не получится. Это тоже не сработает, как не сработал в свое время безболезненный проект «арабеска» нашего государства в 1980-х годах, но, безусловно, оставит после себя след. Во время просмотра этого фильма я вспомнил наши 80-е годы, постпутчевый период в Турции и нашу сцену рок-музыки. Те, кому знакомо это время, думаю, тоже найдут определенные параллели, сходства. Полагаю, что, если я перечислю некоторые из заметок о фильме, которые я набросал в свою записную книжку, это будет лучший метод передать вам его дух.

Не убедишь — не сможешь исполнить песню

— Истории, сфокусированные на молодежной культуре Советского Союза 1980-х годов, на вес золота. Отношение людей к Западу, трудности, связанные с привнесением оригинальности в перенимаемое с Запада, кажутся очень знакомыми. Рок-группы кладут тексты своих песен на стол цензорам. Напротив сидит государственный чиновник и требует объяснения тех или иных фрагментов. Не убедишь — не сможешь исполнить песню.

— Один из главных героев фильма, рок-звезда Майк Науменко слушает таких исполнителей, как Боб Дилан, Лу Рид, Дэвид Боуи, переводит тексты их песен на русский язык и записывает в тетрадь. Раньше это было распространено — переводить иностранные песни. Науменко очень вдохновлен творчеством этих исполнителей и некоторые их песни даже адаптирует без изменений.

— Несмотря на известность и выступления на рок-сцене, Науменко работает сторожем. Он живет на зарплату сторожа в здании, за которым присматривает.

— Сценарий к фильму был написан на основе воспоминаний жены Науменко Натальи. Наталья играет в фильме ключевую роль.

— Переход от рока к нью-вейву после того, как барабанщика группы забирают в армию, чтобы отправить в Афганистан, должно быть, является характерной в целом для Советов музыкальной ситуацией. Так возникает самобытное звучание группы Виктора Цоя, еще одной звезды того времени и другого главного героя фильма. Как знакомы нам все эти истории.

— Частью видеоряда в фильме являются отдельные видеоклипы, снятые к песням таких исполнителей, как Лу Рид и Игги Поп (Iggy Pop), каждый из которых великолепен. Как и сцены, подготовленные на основе обложек известных рок-альбомов. Здесь, я думаю, показывается театральная грань режиссера.

— По мере просмотра фильма постепенно привыкаешь к року на русском языке. Язык, который в первых сценах фильма может показаться странным, к концу картины начинает даже нравиться.

— К настоящему времени мы посмотрели много американских фильмов о музыке и альтернативной молодежной культуре разных десятилетий. Мы всегда видели события из одного и того же источника. Успех фильма «Лето» заключается в том, что он представляет историю из закрытого ящика того времени. Даже одно это делает фильм крайне интересным.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.