Медведи, водка и Гарри Поттер: поиски заброшенных сталинских ГУЛАГов в Сибири (ABC, Австралия)

Искатели трудовых лагерей — это весьма необычный пункт в резюме, признает Штепан Черноушек (Stepan Cernousek). «Мы не профессиональные археологи из университета. Это своего рода страсть, которая многим кажется немного странной, потому что тема очень мрачная».

Штепан — лидер небольшой группы археологов, историков-любителей и искателей приключений, которые проходят тысячи километров по сибирской тайге, противостоят медведям, лютым морозам и бурным рекам, чтобы сохранить память о забытой странице мрачного прошлого России — о ГУЛАГе. Это 30 тысяч лагерей, которые стали воплощением принудительного труда.

«Современная Россия и отношения с ее историей довольно странны, — сказал Штепан. — Путинский режим хочет продемонстрировать, что советская история полна великих побед, а такие моменты, как ГУЛАГ, попросту неудобны. Это неправильно». В течение многих десятилетий, начиная с 1920-х годов, советские власти отправляли политических диссидентов, преступников и всех тех, кто был им неудобен, в ГУЛАГ. Там они должны были работать — многие из них гибли от непосильного труда — на железных дорогах, в шахтах и на стройках, чтобы воплощать в жизнь амбициозные планы Сталина.

КонтекстУ вас в Европе затмение ума. Вам будет плохоLe Figaro06.08.2018Белый Пеле, попавший в гулагIl Foglio07.07.2018Снова построят ГУЛАГГлавред09.06.2018ГУЛАГ на востоке УкраиныDeutschlandfunk14.07.2017

«Десятки миллионов людей были сосланы в эти трудовые лагеря, и миллионы здесь погибли. Многие из них были политическими заключенными», — рассказал Штепан. Некоторые из лагерей, которые этой группе археологов-любителей удалось найти, выглядели точно так же, как в худшие дни ГУЛАГа. «В некоторых лагерях все здания идеально сохранились, и мы нашли там множество старых консервных банок, бутылок, старых коек и инструментов, а также личные вещи, такие как письма заключенных, потому что эти лагеря очень быстро опустели — сразу же после смерти Сталина в 1953 году», — рассказал Штепан.

Насекомые, болота и обморожение

Север Сибири, где эта группа энтузиастов проводит большую часть времени, это логистический кошмар для экспедиций. Зимой температура опускается до минус 50 градусов по Цельсию, там нет дорог, там множество рек и болот, скрывающихся в густой тайге, а это значит, что большую часть пути приходится проделывать пешком, неся с собой тяжелые рюкзаки.

«Каждый из нас несет примерно по 30 килограммов веса. Рюкзаки настолько тяжелые, что мы просто не можем переправить их через препятствия, такие как реки, без помощи друг друга», — сказал археолог Лукаш Холата (Lukas Holata), который участвовал в последних двух экспедициях. Летом, когда температура воздуха поднимается до 20 градусов по Цельсию, приходится иметь дело с реками, наполняющимися талым снегом и льдом.

Порой на то, чтобы перейти реку, требуется полдня, а потом приходится тратить еще несколько часов на просушку одежды. «Вы даже представить себе не можете, что такое ледяная вода в реке. Мы очень быстро одеваемся — наши ступни так сильно замерзают, что мы вообще их не чувствуем», — сказал Лукаш.

Кроме того, есть еще и насекомые. «Комары и гнус повсюду. Такое ощущение, что на каждого из нас приходится по миллиону насекомых, — продолжил он. — Репелленты и дым от сигарет помогают лишь на короткое время, однако костер позволяет уменьшить их количество до терпимого уровня».

Ночью, когда температура воздуха резко падает, они пьют водку, чтобы согреться, а потом засыпают под звуки аудиокниг о Гарри Поттере, молясь, чтобы какой-нибудь медведь не набрел на их лагерь. «Больше всего я боялся в тайге медведей, — признался Лукаш. — У нас не было ружья — не было даже времени, чтобы его найти. В любом случае мы не смогли бы застрелить медведя [они защищены по закону]. Наши единственные средства защиты — это шум и надежда».

Высокая цена истории

Огромные расстояния и необходимость иметь специализированное оборудование означают, что затраты на экспедиции могут резко вырасти. Этой группе необходимо иметь продукты питания и различные вещи, которые могут пригодиться в суровых условиях, бензопилы, спутниковые телефоны — не говоря же о вертолетах и аэросанях, аренда которых обходится в нескольких тысяч долларов в день и без которых не обойтись там, где дорог попросту не существует.

«Это дорого, — сказал Штепан. — Первые две экспедиции я оплатил сам из своего собственного кармана, и другие их участники тоже платили свои деньги». «Полагаю, это было своеобразным отпуском — отпуском в ГУЛАГе», — добавил он с усмешкой.

По словам Штепана, зимой передвигаться гораздо проще, потому что реки покрыты льдом, а на земле лежит легко проходимый снег — разумеется, если у вас есть правильные средства передвижения. «Нам пришлось взять в аренду шестиколесный автомобиль, потому что там нет нормальных дорог — даже проселочных, — объяснил он. — Но когда реки и болота замерзают, появляются так называемые зимние дороги, и тогда можно ездить по замерзшей тайге на сотни километров».

Плохи дела

Несмотря на тщательную подготовку и наличие всех необходимых вещей и инструментов, в тайге в любой момент все может пойти не так. «Во время нашей экспедиции в 2013 году на реке Турухан у нас сломалась моторная лодка, и мы четыре дня находились неизвестно где, в 200 километрах от ближайшей деревни, пока не увидели проплывающую мимо нас лодку», — вспомнил Штепан.

Во время экспедиции 2011 года члены группы проделали долгий путь, передвигаясь на самолете, лодке, вертолете, а затем и пешком — 30 километров по густому лесу — чтобы добраться до места, где, по их мнению, должен был находиться идеально сохранившийся лагерь.

«Когда мы добрались, лагеря там не было. Всего за месяц до нашего прибытия мощный пожар в тайге все уничтожил. То есть потратив 10 дней на то, чтобы добраться до места, остававшегося нетронутым 60 лет, мы увидели, что оно полностью уничтожено, и теперь никто никогда не узнает его историю, — сказал Штепан. — Это был очень печальный момент».

«Мертвая дорога» Сталина

В 1947 году советский диктатор Иосиф Сталин приказал построить железную дорогу длиной почти 1 тысячу 300 километров, которая пролегала бы через глухую тайгу на севере России. На строительство этой дороги согнали заключенных ГУЛАГа — в первую очередь политических заключенных. По оценкам историков, там погибли сотни тысяч человек.

Сталин хотел построить порт на побережье Северного Ледовитого океана, а также соединить дорогой никелевые шахты на востоке и советские заводы на западе. Эта дорога была названа мертвой. Мертвая дорога стала одним из первых эпизодов, заинтересовавших Штепана, и 10 лет назад, воспользовавшись сервисом Google Earth, чтобы найти некоторые из оставшихся лагерей, расположенных вдоль этой дороги, он занялся планированием своей первой экспедиции в сталинский ГУЛАГ.

«Это было путешествие в Сибирь, и мне хотелось добраться до лагерей. Я не знал, получится ли у меня сделать это, поэтому тогда цель заключалась только в том, чтобы до них добраться, — рассказал он. — Я попытался найти людей, которые согласились бы поехать со мной в те места».

После смерти Сталина многие лагеря быстро опустели и обветшали. По словам Штепана, после распада СССР в 1991 году и начавшегося с приходом Владимира Путина восхваления советского прошлого о ГУЛАГе попросту забыли.

«В России нет ни одного музея, созданного на базе бывшего ГУЛАГа — бывшие концлагеря нацистов сегодня являются музеями — но многие из них сохранились. Мы решили поехать туда, запечатлеть то, что от них осталось, и выложить свои находки в интернет, чтобы люди смогли увидеть правду».

 

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.