Helsingin Sanomat (Финляндия): в гостях у коги — коренного народа Колумбии

Высоко в горах Колумбии находится лес, в котором живет необычный народ. Эти люди, живущие в среднем по 90 лет, находятся в изоляции от остального мира, и они закрывают своего духовного лидера в пещеру на несколько лет. Они живут так же, как их предки больше тысячи лет назад.

Чужаку удается попасть в это сообщество чрезвычайно редко, но финскому изданию «Хельсингин Саномат» удалось познакомиться с их жизнью по специальному разрешению, полученному у лидера деревни.

Этот визит представляет особую ценность, поскольку у духовного руководителя народа коги есть важное послание для человечества.

Здесь тысячи видов деревьев и других растений. Их зеленый покров скрывает отвесные скалы, которые тянутся к самому небу. Один из самых распространенных видов здешних растений — гваякум. Каждую весну у него появляются ярко-желтые цветы.

Мы находимся на северном побережье Колумбии, в горном массиве Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Этот пышный нетронутый лес, раскинувшийся на большой территории, является убежищем и пропитанием для глубоко уважающего его народа уже целое тысячелетие.

В глубине леса живет народ коги, который решил быть в изоляции от современного мира.

Глава деревни — 45-летний Мануэль Ньеве Алемаку (Manuel Nieve Alemacu) — приветствует нас с бесстрастным выражением лица. На нем привычные для коги белые одежды, а на плече — полосатая хлопковая сумка.

Он проводит нас вглубь деревни. Мы идем мимо круглых домиков из глины и пальмовых ветвей, традиционных для культуры Тайрона.

КонтекстЯмал стал колониейHelsingin Sanomat04.06.2018Что вы знаете о коренных народах мира?NoonPost26.08.2017Латинская Америка в XXI векеInfolatam17.02.2016Сахалин спустя 70 лет: коренные народыМайнити симбун18.09.2015

Коги являются наследниками этой древней культуры. Около 1000-го года нашей эры племена карибов вытеснили представителей культуры Тайрона с побережья в горные районы. Спустя 500 лет на север Колумбии прибыли испанские конкистадоры и стали обращать местные племена в рабство. Завоевания коснулись и народов Тайрона, однако коги, благодаря изолированному образу жизни, удалось сохранить древнюю культуру и пронести ее через поколения.

В деревне, где нас приняли, насчитывается 27 семей, у каждой из которых есть собственный дом. Всего здесь проживает около ста человек. Из-за дверей робко выглядывают дети и быстро опускают глаза. Вокруг по песчаному грунту свободно бегают курицы.

Неподалеку находится жилище духовного лидера коги — «мама». Глава Алемаку пообещал позже отвести нас к нему.

На сегодняшний день в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта располагается около двухсот общин коги. Большинство из них с опаской относятся к чужеземцам и никого к себе не пускают. Образ жизни коги охраняется колумбийскими законами, и посещение деревни возможно только с разрешения ее главы.

«Хельсингин Саномат» получила разрешение благодаря местному жителю, 27-летнему Хуану Давиду Эрнандесу (Juan David Hernandez). Ему дозволено приходить в селения коги, поскольку в детстве он водил с ними дружбу. Став взрослым, он побывал в некоторых деревнях, встретился с их главами и попросил разрешения иногда приводить с собой гостей.

Нам показывают круглый дом с высоким потолком, внутри устроен очаг и висят гамаки. Эту постройку называют «Каса Мария» (Casa Maria). Здесь мужчины деревни собираются каждую неделю, чтобы разрешить споры между жителями, а также обсудить рабочие вопросы и состояние окружающей среды.

«У женщин свой такой дом вон там», — указывает глава Алемаку.

«Коги есть о чем поразмыслить, ведь их среда обитания в опасности», — рассказывает Хуан Давид Эрнандес. Причиной тому служит активная продажа земли, в результате которой под угрозой оказались традиционные промыслы коги.

«За последние годы земли неподалеку отсюда приобретали итальянцы, французы, немцы, арабы, швейцарцы и испанцы. Новые владельцы строят здесь коттеджные поселки для туристов или рубят деревья на продажу. Из-за спроса на землю цены в этом регионе становятся слишком высокими для коренного населения», — поясняет Эрнандес.

По данным ООН, к коренным народам относится 370 миллионов человек, проживающих на территории 90 стран. Коренные народы живут по всему миру в самых различных его уголках, даже в городских районах.

«В условиях добровольной изоляции живут около 100 народов. Точное число назвать сложно, не все имеющиеся данные проверены», — отмечает Пирьё Виртанен (Pirjo Virtanen), профессор Хельсинкского университета, специализирующаяся на изучении коренных народов.

Жизнь в добровольной изоляции означает, что общины длительное время существуют без внешних контактов. Как поясняет Виртанен, у них нет связи с государственными органами, и на них не распространяется действие образовательной системы и системы здравоохранения.

Недавно внимание общественности было обращено к другому живущему в изоляции народу в связи с убийством американского туриста. Речь идет о сентинельцах, проживающих на одном из Андаманских островов в Индийском океане. Этот народ считается наиболее отчужденным от остального человечества.

В случае с коги трудно говорить о добровольной изоляции, поскольку время от времени они осуществляют контакты с внешним миром и с представителями властей. Тем не менее коги решили продолжать обособленное существование, чтобы уберечь свой жизненный уклад от коренных изменений. По мнению этих индейцев, внешний мир оказывает отрицательное влияние на их культуру и на окружающую среду.

Коги занимаются выращиванием целого ряда культур, в том числе какао, табака, корнеплодов, кукурузы, фруктов. Все эти продукты они могут продавать вне общины. Кроме того, им разрешено выращивать для собственного пользования кусты коки.

В культуре коги растения и деревья служат не только для пропитания. Они занимают особое место и используются, например, в качестве лекарственных средств. Так, измельченные зеленые листья растения, которое называется «мата-ратон» (лат. gliricidia sepium, или глирицидия заборная — прим. перев.), защищают кожу от укусов насекомых, а ветви дерева «гуарамо» (лат. cecropia, деревья рода цекропия — прим. перев.), выдержанные на водяной бане с листьями манго, авокадо и апельсина, помогают при простуде. Наконечники стрел для охоты коги смазывают ядом красных лягушек.

«У коренных народов природа является важной частью системы социальных отношений, — поясняет профессор Виртанен. — Некоторые народы даже воспринимают деревья и животных как родственников. Если их привычная среда обитания разрушится, то под угрозой окажется и социальная структура общества, а грядущим поколениям не перейдут ценные знания предков о жизни».

Именно об этом нам может поведать местный «мама».

Слово «мама» используется в отношении духовного лидера племени и означает «солнце». Чтобы стать «мама», мужчина проходит суровую подготовку.

Обучение начинается с раннего детства. Избранного младенца-мальчика забирают у матери и помещают в темную пещеру на девять лет. По достижении этого возраста ребенок может решить, желает ли он остаться в темноте еще на девять лет. Большинство выбирает остаться.

Прежде чем мальчик увидится с остальным миром, предыдущий «мама» учит его обращаться к Алуне — космическому разуму. Коги считают, что Алуна является первоисточником любого знания, сознанием природы — сознательной живой силой.

Глава деревни Алемаку отводит нас к «мама». «Мама» с женой сидит перед своим домом, точно таким же, как и у других жителей деревни — из глины и пальмовых ветвей. На нем белые одежды и коническая шапочка в черную полоску, напоминающая по форме типичную крышу дома коги. Такую шапочку носят только «мама». До испанских завоеваний они были отлиты из чистого золота.

«Позвольте представить — „мама» Альфонсо (Alfonso)», — произносит глава Алемаку, и мы оказываемся напротив духовного лидера. Тот приветствует нас, кивнув головой, и обращает взгляд к небу. Считается, что «мама» удерживают мир в равновесии благодаря глубокой медитации, жертвоприношениям и дару провидения.

В этот самый момент «мама» передает нам свое сообщение о состоянии мира.

«В центре всего находится Алуна, мысли природы. К ним нужно прислушиваться. Для меня важнее всего в жизни солнце, луна и Мать Земля», — начинает «мама» Альфонсо.

Как и все коги, «мама» обеспокоен будущим планеты. Строительство электростанций, вырубка лесов и добыча полезных ископаемых в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта угрожают жизни народа.

«Если люди не изменят свой подход к окружающему миру, в будущем всех нас ждет катастрофа. Наша планета — живой организм, и разрушать его части недопустимо», — говорит «мама».

Он воспринимает многообразие природы как единое целое и уверяет, что природная гармония и фундаментальная энергия страдают от вырубки тропических лесов.

«Если деревья вырубят, мы лишимся дома. Если Сьерра-Невада исчезнет, мы, „мама», не сможем продолжать свое дело и поддерживать природный баланс. Людям нужно осознать, как сказывается на природе наше с ней обращение».

На этом «мама» Альфонсо замолкает и удаляется в свою глиняную хижину.

Справка

Коги чрезвычайно редко обращаются к общественности.

Коги — коренной народ Южной Америки, проживающий на севере Колумбии в горном массиве Сьерра-Невада-де-Санта-Марта.

По официальным данным, население коги составляет 12 тысяч человек, однако точное число назвать сложно, поскольку многие представители народа не имеют документов о гражданстве. Реальная численность населения оценивается примерно в 20 тысяч человек.

Журналист «Би-би-си» (BBC) Алан Эрейра (Alan Ereira) снял два документальных фильма о коги в 1990 и 2012 годах. После выхода первого фильма «Из сердца мира — предупреждение от старших братьев» (From the Heart of the World, the Elder Brothers Warning), коги вернулись к обособленному существованию.

В 2000-х годах, обеспокоенные положением в мире, коги пожелали сделать еще одно предупреждение. Они пригласили Эрейру снять еще один фильм, получивший название «Алуна. Нет жизни без мысли» (Aluna — There is no life without thought).

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.