Deutschlandfunk (ФРГ): страдают люди, вода и воздух

Большая часть угля, поставляемого в Германию российскими компаниями, проходит очень долгий путь. Начало пути — это Кузнецкий бассейн в Сибири, откуда уголь по железной дороге отправляется в балтийские порты, находящиеся, к примеру, вблизи Санкт-Петербурга или в Прибалтике. Уголь преодолевает расстояние более четырех тысяч километров. Отсюда морским путем он попадает в порт Гамбурга.

Российское министерство энергетики планирует увеличить объемы добычи ископаемого топлива по всей стране, превысив рубеж в 420 миллионов тонн, что превзойдет самые высокие показатели добычи угля в Советском Союзе. Уже сегодня Россия занимает шестое место в мире по добыче угля. Около половины добываемого угля потребляется внутри страны, вторая половина идет на экспорт. Последняя снова делится на две равные части — одна отправляется в азиатские страны, вторая — в Европу. Здесь крупнейшим покупателем является Германия. Самые свежие данные о местах добычи угля — это цифры трехлетней давности: в статистике указываются 85 шахт и 121 разрез.

«Предприятия загрязняют воду и воздух»

На Кузбасс приходится более половины всего угольного производства России, здесь в настоящий момент находятся обширные разрезы с залежами высококачественного каменного угля. В этом году Владимир Путин во время посещения региона говорил, что непосредственно в угольной промышленности заняты около 90 тысяч человек. Города региона, такие как Кемерово и Новокузнецк, в основном монопрофильны: градообразующими являются предприятия по добыче угля.

Шахтеры, по разным данным, зарабатывают около 50 тысяч рублей в месяц, что составляет чуть меньше 700 евро. Эти люди из-за тяжелых условий работы имеют право выйти на пенсию уже в 50 лет, женщины — в 45. Причем данное предписание останется в силе, даже когда в следующем году остальные профессиональные группы будут включены в новую пенсионную реформу. Помимо низких зарплат, экспорт поддерживают слабые экологические стандарты, утверждает Владимир Сливяк, сопредседатель организации «Экозащита»:

КонтекстМедленная смерть в СибириBirgün08.05.2018Мрачная тень угля над ТаймыромThe Independent Barents Observer05.12.2017Ответственность за поддержание социальной стабильностиFinancial Times27.10.2017«Российский уголь очень дешевый, поскольку деятельность предприятий по его добыче не контролируется. Иногда их штрафуют, однако это достаточно редкое явление, а суммы небольшие. Это значит, что предприятия практически ничего не платят за загрязнение окружающей среды, они просто-напросто пользуются инфраструктурой региона, в том числе дорогами и населенными пунктами. От этого страдают люди. Предприятия не соблюдают местоположения разрезов относительно населенных пунктов не ближе установленного минимального расстояния и, конечно, загрязняют там воду и воздух».

Масштабное распространение заболеваний кожи и легких

Установленное минимальное расстояние между жилыми домами и угольным разрезом составляет один километр. «Экозащита» указывает, что в регионе в 54 случаях экскаваторы уже нарушали установленную границу, а в некоторых случаях расстояние до разреза сокращалось до 100 метров. 90% источников питьевой воды загрязнены. Государство не контролирует соблюдение норм в этой отрасли промышленности. Основная проблема — пыль, которая образуется в ходе добычи ископаемого угля, а также разносится с большого количества насыпных отвалов породы.

Имеющиеся данные указывают, что заболевания кожи и легких в регионе часто превышают средние показатели по стране. Экологи организуют больше протестных акций. Как это обычно бывает в России, речь идет не о масштабных демонстрациях, а скорее об ограниченных проявлениях недовольства. К тому же доход многих жителей региона зависит от добычи угля, поскольку здесь мало альтернативных вариантов заработка. Каждый год происходят тяжелые несчастные случаи, в основном в шахтах, реже — в разрезах.

Российское правительство намерено увеличить объемы экспорта угля. «Как вы знаете, развитие восточного участка железных дорог — расширение узких мест на БАМе и Транссибе — обозначено как приоритетная цель развития транспортной инфраструктуры», — заявил в августе Владимир Путин. Расположение маршрутов, на развитие которых уходят миллиардные инвестиции, указывает на то, какой регион правительство считает основным перспективным рынком сбыта. И ведут эти маршруты в Азию, а не в Европу.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.