Живые мертвецы. Зачем Сбербанк «хоронит» своих клиентов

Из-за различных ошибок и неверной информации Сбербанк отказывается выдавать деньги клиентам, ссылаясь на их «смерть», и советует им обращаться в ФСБ. Лайф разбирался, что делать живым пострадавшим.

О скандальной ситуации стало известно из сообщения на форуме banki.ru от 9 декабря.

— Моя мать, пенсионер МВД, пошла снять пенсию, — пишет John V. — Карта оказалась заблокирована в банкомате. На следующий день (человек пожилой, ходить трудно, поэтому сразу не пошла) она обратилась в новлянское отделение Сбербанка (город Воскресенск) и сообщила о блокировке "пластика". Примерно час сотрудники кредитной организации сверяли паспорт, смотрели на мать. Собрались вчетвером и что-то долго обсуждали. Затем подозвали её и сказали, что не могут выдать деньги в связи с её смертью. Сказали написать заявление на имя начальника ФСБ. Соответственно, пенсию мать до сих пор не получила.

История блокировки карт и счетов якобы мёртвых клиентов в Сбербанке не нова. Подобные случаи происходили ещё два-три года назад. Так, в 2015 году "банк для своих" заблокировал карту певицы из Санкт-Петербурга Ирины Семёновой. Она получила СМС о том, что её "пластик" закрыт, и в отделении узнала, что это произошло по причине её "смерти". Ирина позвонила в головной офис, рассказала о случившемся, написала заявление о перевыпуске карты и получила новый "пластик". В 2016 году Сбербанк заблокировал карту жительницы Новокузнецка Светланы Петровны. На ней были все сбережения и пенсия женщины. Госбанк уточнил, что клиентка числится умершей. На перевод её в статус живых и перевыпуск карты потребовалось 10 дней.

В Сбербанке не ответили на запрос Лайфа о том, откуда берутся "живые мертвецы", как банк решает эту проблему и что делать пострадавшим.

— Очевидно, что ситуация, в которой живые клиенты не могут получить свои деньги, ненормальна, — отметила юрист проекта "Финшок" Лолла Кириллова. — Скорее всего, это ошибка не столько сотрудников банка, сколько других организаций — Сбербанк в определённых случаях получает данные о смерти из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и органов ЗАГС.

Это подтвердил банкир из топ-20 кредитных организаций по активам. У Сбербанка, скорее всего, налажены неформальные связи с загсами, где и выдают ошибочную информацию, указал он.

У банков есть база данных по клиентам, и, если к ним поступает информация о смерти клиента, она заносится в эту базу, рассказала замдиректора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова. Проблема в том, что такие изменения вносятся не только тогда, когда в банк приходят родственники покойного клиента со свидетельством о смерти, но и когда кредитные организации получают такую информацию неофициально от загсов, больниц или моргов, указала она.

— Напрямую доказательства смерти человека банк получить не может, а значит, блокировка счёта — это произвольное действие конкретного сотрудника банка, что незаконно, — считает зампредседателя коллегии адвокатов "Де-юре" Антон Пуляев.

Банк не обладает компетенцией признать человека умершим, это делается в судебном порядке (ст. 276-280 ГПК РФ и 42-45 ГК РФ), констатировала юрист проекта "Финшок" Лолла Кириллова.

— Следовательно, если по каким-либо ошибочным сведениям, поступившим в банк, кредитная организация блокирует карту, то само появление человека с документами, удостоверяющими личность "умершего", в офисе должно служить безусловным основанием для подтверждения факта, что он живой, — отметила Лолла Кириллова.

То есть обращаться надо в банк. Причём человеку не надо доказывать какими-либо документами, кроме паспорта, что он живой, указала Лолла Кириллова. В отделении Сбербанка нужно написать претензию кредитной организации с требованием выдать денежные средства, разблокировать или перевыпустить карту, советует Лолла Кириллова. Если кредитная организация бездействует, необходимо обращаться в суд, ЦБ и Роспотребнадзор, добавила она.

В пресс-службе Центробанка Лайфу сообщили, что в индивидуальном порядке рассматривают каждую жалобу. Официальные представители Пенсионного фонда отметили, что человеку для подтверждения личности и возобновления выплаты средств нужно предъявить паспорт в банке.

В пресс-службе Минюста РФ указали, что органы ЗАГС не наделены полномочиями направлять в банки сведения о госрегистрации смерти.

В Роспотребнадзоре отметили, что за разъяснениями нужно обращаться в Сбербанк. В ФСС не ответили на запрос Лайфа, как решить проблему "живых мертвецов".

В случаях невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счёта либо об их выдаче банк обязан уплатить на эту сумму проценты в размере, равном ключевой ставке Центробанка (сейчас 7,5%), заметила Лолла Кириллова. А если убытки клиента больше, чем указанный процент, он вправе требовать от банка их возмещения в части, превышающей эту сумму, предупредила эксперт.

В рамках политики клиентоориентированности важно, чтобы кредитная организация быстро реагировала на ошибки и граждане не испытывали трудностей, считает представитель банка топ-20.

Случаи признания живых клиентов кредитных организаций мёртвыми были и в мире. Так, 7 декабря этого года Commerzbank и Volksbank в Германии заблокировали кредитную карту и счёт Бригитте Киффер, так как решили, что женщина умерла. Было проведено расследование, и клиентке сняли ограничения на пользование "пластиком" и счётом.

Автор:

Анастасия Алексеевских

Источник: life.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Водородная вода

воды вы еще не видели! Успейте купить по акции

happylife.today

Гидра сайт

Гибкие настройки. Качественный трафик для сайта

freehydra.net

Нож изготовление видео

ножей разной степени сложности и назначения

woodmart.org


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.